С миру по нитке

12 907 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Здоровцов
    В горизонтальном положении домкрат не работает. И надо ещё позаботиться, чтобы пробка для залива масла в домкрат не в...Как своими руками...
  • Святой отец
    молодецНеобычное декорир...
  • Ritchie Blackmore
    "Красиво"Ленор в омывателе...

ОМОН зажал «остров свободы»

А между ними вырос киевский «Пьедестал»

Омоновцы стоят плотной стеной. Только изредка шевелят пальцами или тихонько вздыхают. «Эй, вы, чего молчите?» — допытывается до силовиков бойкий робот, замотанный в шарф. Не дождавшись ответа, он не без труда объезжает 16 фигур и оказывается у белого пьедестала, упирающегося в потолок, рассматривает бледный текст на стене рядом — это хроники «войны с памятниками» на Украине. А вот пробраться в лагерь «острова свободы», раскинувшегося близ пьедестала, у робота не получается. Зато посетители выставки «Одно место рядом с другим» могут остаться там даже на ночлег.

ОМОН зажал «остров свободы»
фото: Мария Москвичева

Одна из самых известных площадок современного искусства арт-центр «Винзавод» переживает перемены. Пост арт-директора вместо Елены Пантелеевой заняла Анастасия Шавлоховой — уроженка Северной столицы, известная как один из организаторов открытой студии «Непокоренные» в Петербурге, как куратор «Площадки молодого искусства «СТАРТ» на «Винзаводе», а еще как супруга художника Олега Кулика и мать маленькой Ефросиньи. Первый крупный арт-проект Шавлоховой в новом качестве — выставка «Одно место рядом с другим», которая открывает выставочный цикл «Фокус на реальность» и является первым краматорским проектом центра.

Экспозиция, самым популярным персонажем которой стал робот-художник, расположилась в бывшем винном хранилище. Начинается она спокойно — с гербариев, заботливо собранных художником Ильей Долговым (чтобы понять царство природы и его отношения с человечеством) и шахматных досок Натальи Зинцовой, где не хватает черных полей (т. е. разрушена привычная система). Но чем дальше зритель продвигается по выставке, тем более удивительные объекты, нарушающие чувство реальности, встречаются на пути. Так, на подходе к омоновцам в центре темного подвального зала установлена длинная прозрачная трубка, заполненная пропаном. Внутри видно, как огонек пламени движется от одного конца трубки к другому, постепенно ускоряясь, пока не происходит… взрыв. В воздухе стоит странный запах, и кажется, что в следующий раз стекло не выдержит — и взрыв разрушит все вокруг… Но этого не происходит.

— Взорваться инсталляция никак не может — она объехала 15 крупных музеев, и везде все было отлично, — успокаивает Анастасия. — В этом объекте все продумано: газа выделяется ровно столько, сколько нужно, чтобы почувствовать утечку.

Автор «взрывной» инсталляции Николаи Карстена создал ее в 2007 году, чтобы визуализировать скорость звука. Вышло весьма наглядно. Однако в свете последних событий напрашивается параллель с газовой ситуацией на Украине. Да и центральные объекты выставки возвращают к мыслям об украинском вопросе. Механизированные манекены омоновцев, созданные уроженцем Саудовской Аравии Юлиусом фон Бисмарком, олицетворяют собой, по словам Шавлоховой, «авторитаризм силового присутствия». Пьедестал, возведенный киевским художником Никитой Каданом, «макетирует пространство истории войны за память на постсоветской территории». А тотальная инсталляция группы «ЗИП», воссоздавшая образ жизни в диком местечке близ Анапы, Третья лагуна, — «анархию самоорганизованных островов безвластия». Зрителю требуется минута, чтобы попасть с авторитарной территории в беззаботный мир анархии, где можно сколько влезет валяться в гамаке, кутить и курить. Столкновение устрашающего порядка и анархии агрессивнее всего как раз происходит сегодня на Украине. Но задачи выставки, конечно, шире осмысления волнующей темы, что у всех на устах. Проект о взаимодействии — искусства и технологий, технологий и природы, местного и глобального, о местах, разных по своей сути, наконец, о разобщенности людей, больше живущих в виртуальном мире, чем в реальном.

— На выставке важен каждый объект. Лично для меня тень от «Ветки» Андрея Монастырского такая же живая, как лагуну анархии группы «ЗИП», которую они создали посреди нашей очень упорядоченной экспозиции, — говорит куратор проекта.

— Анастасия, что последует за этой выставкой? Как изменится выставочная политика «Винзавода» при новом арт-директоре?

— Каждый арт-директор приносит свое видение. Со мной запустили «Философский клуб» на «Винзаводе», в сентябре планируем открыть арт-резиденции для кураторов. И главное — все будущие проекты будут международными. Но это совсем не значит, что мы будем уделять меньше внимания российскому искусству.

Источник: mk.ru

This entry passed through the Full-Text RSS service — if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх